6+
Республика Крым, Джанкойский район, с. Новокрымское, ул. Крымская, 37
8(36564)5-53-86
RU UA EN DE
Версии сайта:
         
Главная » Документы » Постановления » 2016 год » Об утверждении Методических рекомендаций по предоставлению бюджета Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым и отчетов об его исполнении в доступной для граждан форме

Об утверждении Методических рекомендаций по предоставлению бюджета Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым и отчетов об его исполнении в доступной для граждан форме


104 Кб
скачать

2 от 11.01.2016

 

 

РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН 
АДМИНИСТРАЦИЯ 
НОВОКРЫМСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №2

от «11 » января 2016 года с.Новокрымское 

Об утверждении Методических 
рекомендаций по предоставлению
бюджета Новокрымского сельского поселения
Джанкойского района Республики Крым 
и отчетов об его исполнении в доступной для граждан форме

В целях совершенствования прозрачности (открытости) местного бюджета Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, администрация Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по представлению бюджета муниципального образования Джанкойский район Республики Крым и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме.

Председатель Новокрымского сельского совета -
глава администрации Новокрымского
сельского поселения В.В.Богомаз

Приложение 
к постановлению администрации 
Новокрымского сельского поселения
Джанкойского района Республики Крым
№16 от "11" января 2016г.

Методические рекомендации
по представлению местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации путем обеспечения информирования граждан (заинтересованных пользователей) о местных бюджетах в доступной форме.

I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации определяют состав, структуру, порядок составления и публикации информации, содержащей основные положения проекта бюджета (решения) о бюджете, решения об исполнении бюджета за отчетный финансовый год Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым в понятной для широкого круга граждан (заинтересованных пользователей) форме (далее – бюджет для граждан).
2. Бюджет для граждан разрабатывается для ознакомления граждан (заинтересованных пользователей) с задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, основными условиями формирования и исполнения бюджетов, источниками доходов бюджетов, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований, а также вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений.
3. Бюджет для граждан рекомендуется использовать в ходе проведения публичных слушаний по проекту бюджета Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым и годовому отчету о его исполнении.
4. При составлении и публикации бюджетов для граждан рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
4.1. Достаточность: состав сведений, представленных в бюджете для граждан, должен быть достаточным для формирования у граждан (заинтересованных пользователей) представления о бюджете Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (далее – публично-правовое образование) без обращения к дополнительным источникам;
4.2. Понятность: при использовании узкопрофессиональных терминов следует приводить их разъяснения (в том числе с приведением практических примеров);
4.3. Достоверность: в бюджет для граждан следует включать только сведения, основанные на официальной информации об основных показателях социально-экономического развития, задачах и приоритетных направлениях бюджетной политики, источниках доходов бюджетов, обоснованиях бюджетных расходов, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных ассигнований;
4.4. Актуальность: информацию, представленную в бюджете для граждан, следует актуализировать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Крым, нормативно-правовых и правовых актов органов местного самоуправления района с учетом вносимых изменений;
4.5. Доступность: при публикации бюджета для граждан следует исходить из необходимости обеспечения доступа к информации максимального количества граждан (заинтересованных пользователей);
4.6. Своевременность: бюджет для граждан следует публиковать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее даты внесения проекта решения о бюджете на рассмотрение представительного органа - Новокрымскому сельскому совету Джанкойского района Республики Крым или опубликования решения о бюджете, а также не позднее даты внесения проекта решения об исполнении бюджета на рассмотрение представительного органа – Новокрымского сельского совета Джанкойского района Республики Крым или одновременно с опубликованием решения об исполнении бюджета.

II. Состав и структура бюджета для граждан

5. В бюджет для граждан рекомендуется включать: 
глоссарий, разъясняющий основные понятия, используемые в бюджетном процессе, такие как «бюджет», «доходы бюджета», «расходы бюджета», «межбюджетные трансферты» и иные необходимые термины;
описание административно-территориального деления публично-правовогоробразования;
основные показатели социально-экономического развития публично-правового образования в соответствии с прогнозом социально-экономического развития публично-правового образования в динамике, включая фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период, в том числе показатели, характеризующие численность населения, объем валового регионального продукта, индекс потребительских цен, уровень безработицы, среднемесячную заработную плату, прожиточный минимум, прогноз объемовбжилищноготстроительства;
основные задачи и приоритетные направления бюджетной политики публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период (в случае составления бюджета публично-правового образования на трехлетний период), в том числе направленные на поддержание сбалансированности бюджетов, повышение эффективности расходов бюджетов;
основные характеристики бюджета (в абсолютных и относительных величинах), в том числе сведения о доходах и расходах, межбюджетных трансфертах, планируемых к получению из федерального бюджета, бюджета Республики Крым, а также дефицит/профицит бюджета; 
основные сведения о межбюджетных отношениях публично-правового образования, в том числе сведения о трансфертах, планируемых к получению из федерального бюджета, бюджета Республики Крым, направляемых в бюджет Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, планируемых к получению из местных бюджетов;
уровень долговой нагрузки на бюджет публично-правового образования, в том числе с отражением структуры долга публично-правового образования по видам долговых обязательств;
информацию о позиции публично-правового образования в рейтингах открытости бюджетных данных, качества управления муниципальными финансами; 
информацию о проведении и участии публично-правового образования в конкурсах проектов по представлению бюджетов для граждан, о реализации проектов инициативного бюджетирования, а также проектов, направленных на повышение бюджетной грамотности населения.
6. В состав информации о доходах бюджета публично-правового образованияпрекомендуетсяпвключать:
информацию о планируемых поступлениях в бюджет публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период, в том числе в сравнении с предыдущими годами;
информацию об объеме и структуре налоговых и неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджет публично-правового образования в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период).
7. Учитывая особенности классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в целях обеспечения наглядности и понятности для граждан (заинтересованных пользователей) представленной информации, сектору по вопросам бухгалтерского учета и финансов администрации Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым рекомендуется агрегировать данные и представлять их в разрезе основных видов налоговых и неналоговых доходов.
8. Информацию о доходах бюджета публично-правового образования рекомендуется сопровождать объяснением причин изменения доходов бюджета и кратким описанием деятельности органов местного самоуправления, влияющей на изменение доходов бюджета.
9. Информацию о расходах бюджета рекомендуется структурировать с учетом интересов целевых групп пользователей информации, содержащейся в бюджете для граждан. Целевая группа и ее состав могут определяться критериями отнесения граждан и/или организаций, получающих поддержку (или другие формы выплат) из бюджета, к той или инойвцелевойпгруппе. К таким критериям могут быть отнесены качественные характеристики представителей целевых групп, численность представителей целевой группы и ее социальная значимость, объем бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку целевой группы. В качестве целевой группы может выступать группа граждан и/или организаций, на которую направлены мероприятия муниципальной программы.
9.1. В описание целевой группы рекомендуется включать характеризующую данную группу краткую информацию и определения, основанные на нормативных правовых актах с указанием их реквизитов и/или ссылок на них, а также комментарии к ним в доступной и понятной для граждан (заинтересованных пользователей) форме. Информация о целевой группе может быть представлена в виде справки, таблицы или с применением инфографики.
9.2. К целевым группам могут быть отнесены крупные социальные группы граждан, получающие поддержку из бюджета в зависимости от их социального статуса (например, семьи с детьми, учащиеся, дети-сироты, инвалиды, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, малообеспеченные граждане, граждане, нуждающиеся в социальной поддержке и другие); работники муниципальных учреждений (например, учителя, врачи, социальные работники); организации и предприятия, получающие поддержку или оплату муниципальных заказов из бюджета (например,опредприятияомалого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации, организации с государственным или муниципальным участием и другие).
9.3. Информация для целевой группы может быть представлена по следующим направлениям: количественные характеристики (численность целевой группы, доля в общей численности населения публично-правового образования, меры поддержки за счет средств бюджета Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (льготы, денежные выплаты, компенсации, меры социальной поддержки); муниципальные услуги, оказываемые представителям целевой группы за счет средств бюджета Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым мероприятия муниципальных программ, непосредственно направленные на целевую группу.
10. Информацию о расходной части бюджета Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым рекомендуется представлять в разрезе муниципальных программ с указанием непрограммных расходов, выделяя общественно значимые проекты, реализуемые на территории публично-правового образования,рвотомочисле с использованием механизмов государственно-частногоопартнерства, а также проектов в рамках инициативного бюджетирования.
11. Информацию о расходах бюджета в разрезе муниципальных программ рекомендуется дополнять данными о достигнутых и планируемых целевых показателях программ (в сопоставлении с объемами бюджетных расходов, направляемых на достижение целевых показателей соответствующих программ). Данные о расходах и целевых показателях рекомендуется приводить в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период).
12. Сведения о расходах бюджета могут быть дополнительно представлены по разделам и подразделам классификации расходов 
бюджета и в разрезе видов расходов.
13. В составе информации о расходах бюджета рекомендуется приводить сведения об оценке объема предоставляемых налоговых и неналоговых льгот, установленных решением соответствующего публично-правового образования.
14. В составе бюджета для граждан рекомендуется включать сведения об общественно значимых проектах, в том числе о создаваемых в рамках данных проектов объектах капитального строительства межмуниципального характера или имеющих важное значение для социально-экономического развития публично-правового образования.
15. Основными критериями для включения общественно значимого проекта в бюджет для граждан могут быть: 
значительный объем расходов бюджета, направляемых на финансированиерпроекта;
межмуниципальныйрхарактеррпроекта; 
широкий охват целевой аудитории (несколько целевых групп, на которые направлена реализация общественно значимого проекта).
16. По каждому общественно значимому проекту рекомендуется включатьрследующуюоинформацию:
общие характеристики проекта (справочная информация) – наименование, место реализации, сроки реализации (для объектов капитального строительства – срок ввода в эксплуатацию);
объем финансирования – общий объем финансирования с разбивкой по годам и источникам финансирования (федеральный бюджет, бюджет Республики Крым, местный бюджет, внебюджетные средства), целевые статьиорасходов;
мероприятия, направленные на достижение поставленных целей, в том числе в рамках муниципальных программ, непосредственно влияющие нарцелевыергруппы;
показатели (индикаторы), характеризующие процесс реализации проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальныхппрограмм;
ожидаемые результаты, характеризующие итоги реализации проектов, муниципальных программ.
17. В состав информации о реализации в публично-правовом образовании проектов инициативного бюджетирования рекомендуется включать сведения о проектах по поддержке местных инициатив, направленных на решение вопросов местного значения при непосредственном участии граждан.
18. Информацию в бюджете для граждан, составленном на основе проекта решения об исполнении бюджета или решения об исполнении бюджета, рекомендуется представлять в соответствии с той же структурой, что и информацию в бюджете для граждан, составленном на основе проекта решения о бюджете и решения о бюджете с указанием причин отклонения фактических значений от запланированных.
19. В бюджеты для граждан рекомендуется включать контактную информацию для граждан, в том числе сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах электронной почты, графике работы Администрации Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, графике личного приема граждан руководством администрации Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, а также описание дополнительных способов участия граждан в публичных слушаниях по проекту бюджета и отчету о его исполнении в данном публично-правовом образовании, в том числе описание механизмов взаимодействия с депутатами представительного органа- Новокрымского сельского совета Джанкойского района Республики Крым .
20. В целях дополнительного информирования администрация Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым при составлении бюджета для граждан использует по выбору удельные и подушевые показатели доходов и расходов бюджета, в том числе в сравнении с аналогичными показателями других муниципальных образований за год, предшествующий составлению бюджета для граждан.
III. Порядок составления и публикации бюджета для граждан 
21. Бюджеты для граждан составляются и публикуются администрацией Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым ежегодно.
22. Администрация Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым составляет и публикует бюджеты для граждан на основе следующихрдокументов:
проекта решения о бюджете, внесенного высшим исполнительным органом - администрацией Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым на рассмотрение представительного органа – Новокрымского сельского совета Джанкойского района рРеспублики Крым;
решенияпорбюджете; 
проекта решения об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, внесенного высшим исполнительным органом -администрацией Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым на рассмотрение представительного органа – Новокрымскому сельскому совету Джанкойского района Республики Крым или решения об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.
23. При формировании бюджетов для граждан используются нормативные правовые акты (решения), утверждающие муниципальные программы, а также иные нормативные правовые акты администрации Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым.
24. Администрация Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым при составлении бюджетов для граждан руководствуются настоящими Методическими рекомендациями, а также правовыми актами уполномоченных органов публично-правового образования, регулирующими порядок подготовки и публикации бюджетов для граждан.
25. По решению администрации Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым бюджеты для граждан могут уточняться в соответствии с внесенными в решение о бюджете изменениями.
26. В целях обеспечения прозрачности и доступности информации при формировании бюджетов для граждан рекомендуется использовать современные технологии визуализации данных.
27. В процессе формирования бюджетов для граждан администрация Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым проводит общественные обсуждения содержания и способа представления бюджетов для граждан, в том числе в форме заседаний рабочих групп, комиссий, а также опросов и горячих линий.
28. Бюджеты для граждан подлежат опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в виде брошюр, либо в виде сведений, размещаемых на официальном Портале Правительства Республики Крым на странице Джанкойского муниципального района dzhankoy-rayon.rk.gov.ru в разделе – Муниципальные образования района, подраздел Новокрымское сельское поселение, на информационном стенде администрации Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым ( расположенного по адресу : Джанкойский р-н, с.Новокрымское, ул.Крымская,37),на официальном сайте администрации Новокрымское сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (новокрымское.рф)
29. Бюджет для граждан, составленный на основе проекта решения об исполнении бюджета или решения об исполнении бюджета, рекомендуется публиковать одновременно с внесением проекта решения об исполнении бюджета высшим исполнительным органом администрацией Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым на рассмотрение представительного органа- Новокрымского сельского совета Джанкойского района Республики Крым или одновременно с опубликованием решения об исполнении бюджета.
30. Сведения, размещаемые на информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», публикуются в свободном доступе без регистрации граждан (заинтересованных пользователей) или предоставления их персональных данных, а также без заключения лицензионных или иных соглашений для доступа к бюджету для граждан.
31. Администрация Новокрымского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, публикующим бюджет для граждан в виде сведений, размещаемых на информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечить обратную связь с гражданами (заинтересованными пользователями), а также предоставлять возможность общения по темам, разделам и рубрикам соответствующего информационного ресурса.
____________________________________________________

Дата создания материала: 25-10-2017. История изменений


    Закрыть
    Сообщение об ошибке
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки: .

    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте:
    Отправить captcha
    Введите код: *

    Закрыть

    Выдержка из Закона N 124-ФЗ

    Классификация информационной продукции

    Глава 2. Классификация информационной продукции

    Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    См. текст части в предыдущей редакции

    1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

    2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

    1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

    2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

    3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    См. текст части в предыдущей редакции

    3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

    1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

    2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

    3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

    4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

    5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

    ГАРАНТ:

    Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

    См. текст части в предыдущей редакции

    4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    См. текст части в предыдущей редакции

    5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    См. текст части в предыдущей редакции

    6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

    Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

    К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

    Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

    К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

    1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

    2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

    3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

    Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

    К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

    1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

    2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

    3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

    Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

    К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

    1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

    2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

    3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

    4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

    5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.